Каждая вторая компания регламентирует поведение сотрудников в социальных сетях
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 327
Время проведения: 21-22 июля 2015 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте старше 18 лет, имеющее регистрацию в социальных сетях
Размер выборки: 1600 респондентов
Гласные или негласные правила, регламентирующие поведение сотрудников в соцсетях, действуют в половине российских компаний, а самая популярная мера борьбы с излишней активностью сотрудников в интернете — блокирование или запрет доступа в соцсети или интернет с рабочих компьютеров, выяснил Исследовательский центр портала Superjob.
51% работодателей борется с сотрудниками, излишне увлеченными своими аккаунтами в соцсетях. Чаще всего речь идет об ограничении интернет-активности персонала в рабочее время: 29% компаний блокируют или запрещают доступ в соцсети со служебных компьютеров. Впрочем, сотрудники умело обходят подобные ограничения: «Доступ заблокирован, но все сидят с телефона или через анонимайзер. С этим явлением бесполезно бороться». Каждая четвертая компания требует в соцсетях соблюдения коммерческой тайны: «Просим не разглашать конфиденциальную информацию». 18% работодателей озабочены морально-этическим обликом персонала в соцсетях: следят за корректностью высказываний, отсутствием нецензурных выражений и откровенных фото. 16% компаний запрещают сотрудникам размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство и клиентов. Размещение любой информации о работодателе под запретом в 5% организаций, еще 3% работодателей против публикации фото сотрудников в спецодежде или с рабочего места. Никак не регламентируют поведение сотрудников в соцсетях 39% российских компаний: «Компания не вмешивается в личную жизнь работников».
Крупный бизнес чаще всего блокирует доступ сотрудников в соцсети и устанавливает запреты на разглашение информации, имеющей отношение к коммерческой и государственной тайне (49 и 32% компаний с численностью персонала от 5000 человек). Малый бизнес реже всех блокирует доступ в соцсети с рабочих компьютеров (15%) и вообще реже устанавливает какие-либо правила поведения в соцсетях: в 44% компаний, в которых занято менее 50 сотрудников, нет таких регламентов.
Впрочем, случаи, когда сотрудники своим неосторожным поведением в соцсетях вызывали бы недовольство руководства, не так часты: всего 2% экономически активных пользователей соцсетей в возрасте старше 18 лет сталкивались с претензиями работодателей. И основные нарекания касались как раз тех моментов, которые пытаются регламентировать запретами работодатели. Судя по комментариям респондентов, чаще всего сотрудникам попадает за неосторожные высказывания в сети: «Оставила критический комментарий относительно непартнерского поведения. Как выяснилось, это был знакомый директора». Любая посторонняя активность в соцсетях в рабочее время может стать наказуемой: «Однажды выложила фотографию с рабочего места с хэштегами «скучно на работе»… Потом уволили». Некорректные высказывания в адрес работодателя могут получить неприятное продолжение: «Увольняясь, написала отзыв о компании на соответствующем сайте. Так меня чуть по статье не уволили». Мужчины и совсем молодые сотрудники (до 24 лет) чаще других страдают от замечаний работодателей по поводу их активности в социальных сетях (по 4%).
Подавляющему же большинству россиян не доводилось сталкиваться с подобными нареканиями работодателей (93%): «Мое поведение никак не пересекается с трудовыми интересами»; «В соцсетях предпочитаю общаться корректно».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 150
Время проведения: 21-30 июля 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Существуют ли в вашей компании какие-либо правила, накладывающие ограничения на поведение сотрудников в социальных сетях?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность выбрать необходимое количество вариантов ответа):
Вариант ответа | Все | Кол-во сотрудников | |||||
до 50 | 50-100 | 100-500 | 500-1000 | 1000-5000 | свыше 5000 | ||
нет, никаких правил не существует | 39% | 44% | 39% | 35% | 33% | 36% | 23% |
доступ в интернет/соцсети с рабочих компьютеров заблокирован/запрещен | 29% | 15% | 35% | 42% | 37% | 38% | 49% |
запрещаем разглашать коммерческую/государственную тайну | 25% | 23% | 26% | 28% | 25% | 26% | 32% |
требуем соблюдения этики поведения: корректности высказываний, запрещаем нецензурные выражения и фотографии | 18% | 22% | 16% | 17% | 14% | 11% | 13% |
запрещаем размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство | 16% | 19% | 13% | 14% | 13% | 11% | 7% |
запрещаем размещать любую информацию о компании | 5% | 4% | 5% | 4% | 10% | 4% | 3% |
запрещаем размещать фото в униформе/с рабочего места | 3% | 2% | 2% | 4% | 6% | 5% | 3% |
другое | 1% | 1% | 0% | 0% | 2% | 1% | 1% |
затрудняюсь ответить | 10% | 12% | 7% | 4% | 11% | 10% | 16% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Нет, никаких правил не существует» — 39%
«Я работаю в школе. Насколько мне известно, у нас нет прямых ограничений. Но ограничения накладывает жизнь — в сети много наших учеников. Важно подавать правильный пример».
«Компания не вмешивается в личную жизнь работников. Но доступ в соцсети с рабочих мест невозможен».
«Доступ в интернет/соцсети с рабочих компьютеров заблокирован/запрещен» — 29%
«Это очень правильно».
«На работе надо работать, а не посторонним делом заниматься».
«Доступ заблокирован, но все сидят с телефона или анонимайзер. С этим явлением бесполезно бороться».
«Запрещаем разглашать коммерческую/государственную тайну» — 25%
«Наши сотрудники уважают компанию и не размещают фотографий, связанных с работой».
«В социальных сетях мы действительно просим не разглашать конфиденциальную информацию, а в основном даже приветствуем фото нашей “внутренней кухни”».
«Требуем соблюдения этики поведения: корректности высказываний, запрещаем нецензурные выражения и фотографии» — 18%
«Элементы эротики, поцелуев на фото и т.д.».
«Запрещаем размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство» — 16%
«Запрещается размещать недостоверную информацию о товарах и услугах».
«Запрещаем размещать фото в униформе/с рабочего места» — 3%
«Все равно размещают!»
«Затрудняюсь ответить» — 10%
«Официально нет никаких запретов, но, думаю, распространение негативной информации, разглашение коммерческой тайны повлечет последствия».
Вопрос:
«Приходилось ли лично вам сталкиваться с нареканиями со стороны работодателя, касающимися поведения в социальных сетях? Если да, пожалуйста, вкратце опишите данную ситуацию».
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | Ежемесячный доход, руб. | |||||||
муж | жен | до 24 | 25-34 | 35-44 | 45 и старше | до 24999 | 25000-34999 | 35000-44999 | от 45000 | ||
да, я сталкивался(лась) с претензиями работодателя к моему поведению в соцсетях | 2% | 4% | 1% | 4% | 2% | 2% | 2% | 3% | 3% | 2% | 2% |
нет | 93% | 93% | 94% | 91% | 94% | 94% | 94% | 91% | 92% | 93% | 95% |
затрудняюсь ответить | 5% | 3% | 5% | 5% | 4% | 4% | 4% | 6% | 5% | 5% | 3% |
Источник – Исследовательский центр портала Superjob.ru